—» » » » Встречаемся в Есенинской аудитории!

Встречаемся в Есенинской аудитории!

Встречаемся в Есенинской аудитории!В сентябре 1925 года, за три месяца до смерти, Сергей Есенин пишет «Нечто о себе». В этой записи десять коротких предложений. Одно – об Университете Шанявского. Несложный подсчет – десятая часть. Но Есенин учился в Университете не более полутора лет из отпущенных ему судьбой тридцати... Какую же роль сыграл Университет в жизни поэта?
Несколько лет назад руководство Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)предложило мне написать портреты великих людей, так или иначе причастных к Университету имени А.Л. Шанявского. Среди них был и портрет Сергея Есенина, который сейчас находится в Главном фойе РГГУ – в том историческом здании Московского Городского Народного Университета, порог которого в далеком 1913 году впервые переступил восемнадцатилетний Есенин.
Позже, читая воспоминания современников Есенина, его друзей по Университету, я представлял себе, как молодой Сергей Есенин приходил вечером, после работы в типографии, на лекции, как он проходил по этим коридорам, поднимался по лестницам, как он прикасался к тем же перилам, к которым и сегодня прикасаются сотни рук спешащих на занятия студентов. Казалось, что здесь еще слышны его шаги, звучит его голос: Есенин читает свои стихи однокурсникам, его слушает и профессор русской литературы Павел Никитич Сакулин. С восторгом юный поэт рассказывал потом друзьям, что профессор одобрил его стихотворения, особенно «Выткался на озере алый свет зари…».
В Университете Есенин вошел в поэтические кружки, познакомился с молодыми поэтами. Вместе они отправляются в «путешествие в прекрасное»: в Третьяковскую галерею, Художественный театр, гуляют по старым московским улочкам, спорят о поэзии в сквере около Университета на Миусской площади.
Но юного Есенина увлекает и революционная стихия тех лет, и за ним устанавливается полицейское наблюдение. У входа в Университет Есенина и его друзей караулят филеры. Справки надзирателей полицейской части в разных районах Москвы позволяют установить, что Есенину приходилось часто переезжать с квартиры на квартиру. И не случайно в письме Марии Бальзамовой, отправленном в октябре 1914 г., он в качестве обратного адреса указывает: «Москва. Миусы. Университет Шанявского, студ<енту> 2 курса Есени<ну>». Адрес Университета Шанявского оказался для Есенина более надежным, чем адреса его многочисленных временных пристанищ.
Но уже шла Мировая война, и весной 1915 года Есенин уезжает в Петроград, к Блоку. Есенин, который в Москве был под надзором полиции за участие в революционных кружках, здесь, в Царском селе, читает свои стихи императорской семье! Так на Есенине сошлись все противоречия XX века. Они сходятся в нем, как в кристалле. И лучи, выходящие из него, освещают потомкам всю нашу историю.
Обдумывая все это, я решил предложить своим студентам поработать над есенинской темой. Они сделали зарисовки тех мест, где бывал Есенин. Одна из студенток написала портрет: юный поэт стоит у перил рядом с аудиторией. Эта аудитория сейчас называется «Есенинской».
Мы подобрали в архивах и библиотеках материалы о Есенине и сделали небольшую выставку. На фотографиях – и Университет Шанявского в 1913–1914 учебном году, и юный Сергей Есенин, и его друзья-студенты, и любимые профессора, и учебный план. Есть обложки и страницы журналов, в которых печатались стихи Есенина, его первый сборник стихотворений «Радуница», и отклик на этот сборник – статья профессора П.Н. Сакулина «Народный златоцвет» в «Вестнике Европы», ведущем журнале того времени.
Так сложилось, что наша выставка оказалась юбилейной: мы отмечаем 100-летие пребывания Есенина в стенах Университета. Он приехал в Москву из рязанской глубинки и здесь, в Университете, познакомился с поэтами, слушал замечательные лекции по литературе, истории, философии и даже пел в хоре, как отметил на открытии выставки ректор РГГУ Ефим Иосифович Пивовар. Сама атмосфера Университета, друзья-студенты, профессорско-преподавательский состав способствовали становлению поэта.
Эта выставка – своего рода закладной камень. Мы мечтаем о том, что в дальнейшем в РГГУ, в «Есенинской» аудитории, будет большой, в полный рост, портрет поэта, на стенах аудитории – роспись: места, связанные с жизнью Есенина, а между ними – есенинские строки… Нас поддерживает руководство Университета, и мы очень надеемся, что с его помощью мы воплотим в жизнь все наши мечты.
Геннадий Животов,
Заслуженный художник РФ,
профессор Учебного центра «Арт-дизайн» РГГУ

Опубликовано в "Литературной газете" № 50 (6491) 17 декабря 2014 г.


Рейтинг материала:  
  всего проголосовало: 1
Читать другие новости по теме:
Важное
Самое читаемое
Архив новостей